Номер заявки: № Р13-23-1-000197
Наименование проекта: Особенный Я: aba-терапия для детей с РАС
Наименование организации: АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ "ОСОБЕННЫЙ Я"
Бюджет проекта:
🟤Расходы на реализацию проекта - 1 058 287,00 ₽
🟤Софинансирование - 457 887,00 ₽
🟤Размер запрашиваемой суммы - 600 400,00 ₽
Сроки реализации проекта: 01.08.2023 г. - 31.12.2023 г.
Общая информация о проекте
Краткое описание проекта:
Проект направлен на обеспечение детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) занятиями по коррекции поведения и обучению базовым и академическим навыкам методами aba-терапии - одного из немногих инструментов работы при аутизме с доказанной эффективностью.
Аba‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, она позволяет улучшить навыки в следующих сферах: коммуникация, понимание речи, моторная и речевая имитация, игра, экспрессивная речь, чтение, счет, письмо, навыки взаимодействия со сверстниками и др., тем самым снять основные ограничения жизнедеятельности особых детей.
В рамках проекта будет объявлен набор участников в профильном родительском сообществе и сформирована группа для занятий из 12 семей. На первых встречах с детьми-благополучателями будет проведена диагностика. Терапист выяснит, насколько у ребенка развиты разнообразные навыки. Для оценки планируется применять специализированный инструмент - методику VB-MAPP (считается среди специалистов одной из самых эффективных).
Материалы диагностики будут переданы супервизору для обработки и составлению на их основе индивидуальных программ занятий с aba-терапистом. В рамках программ специалисты наметят конкретные цели, определят систему подкреплений, распишут формы и инструменты работы на 5 мес. Только такой подход позволяет установить зону ближайшего развития каждого конкретного ребенка и двигаться к ней, учитывая все особенности и нюансы поведения, преграды в обучении и общении.
Дальнейшая работа будет направлена на освоение детьми одновременно двух‑трех самых актуальных для них навыков. Терапист выстроит четкую систему закрепления до автоматизма конструктивного поведения. Важно, чтобы родители были неотъемлемой частью команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе. С целью их обучения навыкам эффективного взаимодействия будут проведены индивидуальные консультации, на которых они узнают о природе особенностей нежелательного поведения своих детей, aba-инструментах его коррекции. Будет актуализирована важность установления руководящего контроля в системе "родитель - ребенок", четкого последовательного действия всех членов семьи. Фактически родители получат инструкции по работе с детьми в домашних условиях.
Всего будет проведено не менее 240 занятий. Планируемое усвоение программы каждым ребенком составляет не менее 75%. Для определения этого уровня будут назначены и проведены итоговые занятия, в рамках которых протестировано, насколько у детей повысились навыки в сравнении с первичной диагностикой. Оценена результативность программы. Опрошены родители, от них получены отзывы.
В целом, проект позволит качественно продвинуться в развитии жизненно-важных навыков детей-благополучателей. В рамках нашего региона aba-терапия впервые будет предложена родителям на бесплатной основе.
Целевые группы проекта:
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которым требуется поведенческая коррекция
- члены семей, воспитывающих детей с РАС, которым требуется поведенческая коррекция
Цель проекта:
Организация и проведение комплекса коррекционно-развивающих занятий по индивидуальной программе методами с доказанной эффективностью - aba-терапии с целью снятия основных ограничений жизнедеятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Задачи проекта:
🟤Проведение диагностики уровня навыков детей-благополучателей с помощью инструментов прикладного анализа поведения (первоначальных и после вмешательства).
🟤Разработка и формирование индивидуальной программы развития вербальных и социальных навыков для каждого ребенка-благополучателя.
🟤Проведение курса занятий с каждым ребенком в соответствии с программами развития навыков методами aba-терапии.
🟤Проведение обучающих консультаций для родителей по нюансам воспитания и ухода за детьми с РАС.
Основные итоги
Количественные показатели:
Наименование
показателя
|
Запланированное
значение
|
Достигнутое значение
|
% выполнения
|
количество детей с РАС, которые прошли курс
поведенческой терапии в рамках комплексной реабилитации
|
12
|
12
|
100%
|
количество членов семей, воспитывающих детей с РАС,
которые получили навыки эффективного взаимодействия с детьми, проявляющими
нежелательное поведение
|
12
|
12
|
100%
|
Качественные показатели:
Наименование
показателя
|
1. У 12 детей с РАС будет смягчен фактор социальных
дефицитов и, в среднем, на 75 % будут улучшены навыки в следующих сферах:
коммуникация, понимание речи, имитация, игра, экспрессивная речь, чтение,
счет, письмо, навыки взаимодействия со сверстниками и др. в зависимости от
индивидуальной программы.
Проверка: усвоение программы, диагностика
"до" и "после".
2. В 12 семьях у родителей и других значимых
взрослых благополучателей улучшатся навыки эффективного взаимодействия с
особыми детьми с использованием прикладного анализа поведения. Они узнали о
природе и содержании нежелательного поведения своих детей, о aba-инструментах
его коррекции. У них актуализирована важность установления руководящего
контроля в системе "родитель - ребенок", четкого последовательного
действия всех членов семьи во взаимодействии с ребенком.
Проверка: отзывы родителей.
3. Aba-терапия стала более доступной для семей,
воспитывающих детей с особенностями ментального развития, которым требуется
реабилитация.
|
Фотографии: